Федерация Бокса России
Федерация Бокса России в южном федеральном округе
АНО "ДИРЕКЦИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ "ФЕДЕРАЦИЯ БОКСА РОССИИ"
В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ"

Психологическая подготовка

автор: Amurad
17.05.2013 в 12:12

Некоторые нюансы психологической подготовки боксеров

Роман Викторович
Подопригора Роман Викторович Подопригора
Психофизиологические стороны подготовки спортсменов, в частности боксеров, часто выпадают из поля зрения многих тренеров. На самом деле, это очень важный раздел педагогической работы, и при должном подходе, учет и использование данного аспекта может привести к серьезному улучшению динамики развития боксера.

 

Роман ПОДОПРИГОРА

Главный тренер Федерации бокса ЮФО

Некоторые нюансы психологической подготовки боксеров

Развитие и тренировка  восприятия времени в спортивной деятельности (на материале бокса) , показали, что точность восприятия временных параметров определяет успешность любой деятельности и зависит от ряда объективных и субъективных факторов, в частности  от особенностей сознания и психофункционального состояния организма, мотивации, настроения.

Степень соответствия субъективной оценки хода времени определяется в немалой степени уровнем тренированности, что у боксеров  проявляется в «чувстве раунда», «чувстве дистанции», «чувстве удара» и связано с мышечно-двигательными  ощущениями  быстроты реакции и темпа двигательных действий. Таким образом, точность восприятия временных параметров неразрывно связана с уровнем  сформированности  ловкости, гибкости, подвижности и других ведущих двигательных координаций.

Способность усваивать сложнокоординационные двигательные действия  в соответствии с их пространственно-силовыми и пространственно-временными параметрами; быстро адаптироваться к изменяющимся условиям деятельности; своевременно выбирать более эффективные варианты физических упражнений при дефиците времени определяется в значительной мере укорочением латентного периода.

На один и тот же комплекс раздражителей возможна различная реакция в зависимости от особенностей функционирования центральной нервной системы организма. Выбор варианта решения двигательной задачи  определяется способностью объективно оценить ситуацию, возможности соперника, его манеру ведения боя; правильным выбором дистанции ведения поединка, скорости и способа перемещения, величины развиваемых мышечных усилий.

Быстрота моторного компонента – следующий важный составляющий элемент физиологического механизма ловкости, который в значительной мере обусловливается нервной, внутримышечной и межмышечной координацией. Мышечные волокна характеризуются разной скоростью сокращения, что определяется соотношением количества  двигательных единиц в мышце с их различной скоростью сокращения. Существует прямая зависимость  между частотным диапазоном  импульсной активности мотонейронов и скоростными сократительными  свойствами мышечных волокон.

При выполнении сложного двигательного акта ЦНС с помощью механизмов регуляции мотонейронов работающих мышц и выбора режима их работы находит нужные мышцы, момент их своевременного включения и регулирует степень напряжения. Двигательная функция обеспечивается определенной согласованностью напряжения и расслабления. Чем больше двигательных единиц возбуждается, тем больше напряжения развивает мышца. Большое разнообразие двигательных действий обуславливает и большое количество мотонейронов, вовлекаемых в работу.  Поэтому чем обширней запас двигательных действий у боксера, тем легче ему выбрать более эффективный вариант решения внезапно возникающей моторной задачи, продиктованной условиями ведения поединка. Выбор режима работы двигательных единиц определяется особенностями их возбуждения. Для значительной интенсивности импульсации необходимо задействовать большие двигательные единицы.

При выборе двигательных действий боксер чаще всего руководствуется личными ощущениями, собственным восприятием хода спортивного поединка, психоэмоциональным состоянием. Способность наносить нападающий удар в намеченную зону с высокой точностью с высокой точностью определяет высокую результативность действия спортсмена. Для этого необходимо последовательное и мгновенное включение в работу определенных мышц и оптимальное соотношение их напряжения, что определяется уровнем межмышечной и внутримышечной координации. Межмышечная координация проявляется при согласованной деятельности отдельных мышц или мышечных групп, выполняющих основную работу,-это чаще всего происходит при нанесении коротких ударов. Развитие внутримышечной координации связано с вовлечением в работу наибольшего количества двигательных единиц,  достижением высокой частоты импульсации мотонейронов и обеспечением их оптимальной синхронизации.

Для бокса характерны быстрые, сильные, точные удары, что связано с особенностями функционирования мотонейронов активных мышц-частотой и синхронизацией импульсации разных мотонейронов, что в значительной степени влияет на скорость развития напряжения, т.е. на величину «градиента силы». Величина мышечных усилий развиваемых за максимум времени при коротких ударах, должна быть значительной, а точность их приложения предельно высокой, что требует мощной концентрации волевых усилий.

Большое значение имеет психологический настрой спортсмена на максимальное проявление базовых двигательных координаций как главного способа достижения победы. Высокая концентрация внимания, своевременная ориентация мышления на анализ действий противника с целью выявления уязвимых сторон его тактико-технической подготовки позволяют осуществить решение поставленной задачи.

Специфика бокса требует от спортсмена повышенной адаптации к особым условиям ведения поединка, вызванным реальностью нокаутирующего удара, определяющим исход боя; необходимостью сгонки веса, что является причиной нарушения согласованности  во взаимодействии двигательных и вегетативных функций и др. негативных процессов в организме; продолжением поединка после пропущенного сильного удара вызвавшего разсогласование важнейших  психических функций: внимание, мышление, двигательной памяти. Быстрота и характер адаптации боксера к непредвиденным сложным ситуациям в значительной мере обусловлены не только морфологическими факторами, но и особенностями функционирования нервной системы. В соревновательной деятельности боксера ее результативность во многом определяется временем двигательной реакции в сложных условиях выбора. Способность предугадывать характер движений соперника на интуитивном уровне выполняет охранительно-защитную функцию от неожиданных и сильных стрессов. Этому в немаловажной степени способствует соответсвующий  уровень развития ведущих двигательных координаций.

При всей структурной сложности двигательного действия его качественные стороны характеризующие взаимодействие отдельных элементов двигательного акта, находятся в тесном единстве и взаимообусловленности. Проявление быстроты в значительной степени зависит от уровня развития мышечной силы, выносливости, лабильности нервных процессов, латентного периода двигательной реакции , степени синхронизации двигательных и вегетативных функций, состояние возбудимости и растяжимости мышц-основных компонентов ловкости и точности двигательного акта.

В базовых двигательно-координационных качествах при наличии сходных моментов, обуславливающих степень их развития, имеются и не сходные специфически определяющие особенности каждого параметра двигательного акта. Если, например, ловкость характеризуется преимущественно латентным периодом решения сложных двигательных задач в условиях выбора, синхронизацией двигательных и вегетативных функций, а также способностью к экстраполяции, то в точности в большей мере определяется скорость восприятия и переработки информации, состоянием возбуждения и лабильности мышц под воздействием импульсации мотонейронов, уровнем проприоцептивной чувствительности, степенью развития дифференцировочного торможения.

Критерием виртуозности и артистизма боксера является чувство внутренней целостности, гармонии, возникающей при широком распространении нервных импульсов с периферии тела, под воздействием физической активности и напряжения.

Ведущим звеном функции ЦНС является кора больших полушарий, формирующая модель «потребного будущего и соответствующая задача для ее достижения» по Н.А. Бернштейну. В основе деятельности ЦНС лежит функциональная подвижность процессов возбуждения и торможения. При более лабильной нервной системе спортсмен быстрее усваивает новые двигательные акты. Важно при этом учитывать скорость образования дифференцировочного торможения. При большем сходстве форм и структуры изучаемых физических упражнений увеличивается скорость образования условных двигательных рефлексов. Двигательные навыки формируются на основе механизма временных связей, поэтому расширение арсенала физических упражнений является необходимым условием повышения лабильности нервной системы и, следовательно, проявления двигательных координаций. Благодаря этому укорачивается время для выполнения подготовительных действий, улучшается контроль за изменяющимися условиями спортивной деятельности, что имеет первостепенное значение в боксе, уменьшается количество неправильных реакций при смене характера физической нагрузки. На степень проявления ловкости и точности существенно влияет деятельность различных анализаторов. Бокс характеризуется постоянной сменой условий и ситуаций с элементами неожиданности и новизны тактики ведения боксерского поединка. Поэтому для обеспечения высокой соревновательной результативности необходима информация, поступающая от проприорецепторов двигательного аппарата, а также от рецепторов сетчатки глаза. Своевременные сигналы, получаемые от зрительного анализатора, позволяют боксеру осуществлять соответствующую коррекцию программ своих действий, в удобный момент изменить на более эффективный прием защиты или нападения, оптимально распределить мышечные усилия, сменить дистанцию ведения боя и т.д. Объем и качество зрительной информации повышают способность более  гибкого управления тактикой и стратегией боксерского поединка, адекватного реагирования на изменяющуюся ситуацию.

Утрата лидирующей позиции в мировом боксе нашими спортсменами, успешное выступление кубинских и европейских боксеров свидетельствует о недооценке наследственного фактора наряду с другими индивидуальными особенностями. Наследственность в значительной мере определяет общие закономерности адаптации организма к специфике избранного спорта:

-особенностей биоритмов психологических и физиологических фукций,

-процессы и состояния, обеспечивающие информацию о длительности интервалов времени при  выполнении различных элементов двигательного акта,

-изменение психологического и функционального состояния соперника во время поединка,

-мышечно-двигательные ощущения  быстроты реакций и темпа двигательных действий.

Выбор тех или иных двигательных действий боксером определяется ситуацией, возникающей в момент поединка. Своевременное и эффективное решение двигательных задач обусловлено способностью нервной системы быстро приспосабливаться к изменяющейся обстановке; характером информации, поступающей в ЦНС  от различных анализаторов высокой подвижностью нервных процессов и др. , что в немалой степени  зависит от наследственной предрасположенности к конкретному виду спорта.

Различные типы высшей нервной деятельности оцениваются такими критериями, как сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Эти признаки в разных соотношениях проявляются у большинства людей, что позволило выделить четыре основных типа высшей нервной деятельности: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. В чистом виде эти типы встречаются относительно редко. Чаще всего наблюдаются промежуточные формы с разным количеством вариантов.

И.П. Павлов рассматривал тип высшей нервной деятельности как синтез генотипа с фенотипом, врожденных и приобретенных особенностей нервной системы. Генотип , представляя собой наследственную основу нервной деятельности, обусловливает конституционные особенности организма, темперамент  человека и др.

Фенотип-это свойства нервной системы , приобретенные под воздействием окружающей среды, специально организованного учебно-воспитательного процесса. Влияние воспитания на свойства нервной системы очень велико; приобретенные в результате целенаправленного  воздействия свойства могут доминировать  и подавлять  генетические задатки.

Эту особенность  нервной системы необходимо не только учитывать, но и строить на ее основе весь учебно-тренировочный процесс. Специфической особенностью высшей нервной деятельности человека является формирование временных связей на мысленное слово. По механизму  условного рефлекса оно стимулирует определенные действия , поступки, влияя тем самым на линию поведения индивида.

Свойства высшей нервной деятельности, обусловливающие абстрактное мышление, открывают большие возможности человека в сфере преобразования собственной природы. Высшие формы анализа и синтеза, присущие человеческому мозгу, формируют способность  к тонкому анализу явлений в окружающей действительности. Благодаря этому развитие внимания , двигательной памяти, оперативного мышления позволяет спортсменам высокой квалификации отмечать многие детали, остающиеся вне поля зрения начинающих боксеров.

Разнообразие мышечной нагрузки, многовариантность изучаемых физических упражнений, повышение уровня развития качественных сторон двигательной деятельности обеспечивают  образование новых условных рефлексов, значение которых заключается в том, что еще до начала проведения атакующего удара лишь по первым сигналам (положение головы соперника, смена дистанции, выбор способа передвижения, смена расположения звеньев тела и т.д.) центральная нервная система прогнозирует характер предстоящего ответного действия, своевременно корректирует программу ведения поединка.

Учет типа нервной системы имеет большое значение и при формировании устойчивости организма к воздействию  отрицательных факторов: утомления, неуверенности в своих силах при встрече с более опытным противником. На действие достаточно сильных раздражителей организм отвечает  напряжением (стрессом), проходящим в своем развитии три стадии, названным общим адаптационным синдромом (синдром-совокупность симптомов).

Под влиянием разнообразных раздражителей формируется большое  количество условных двигательных рефлексов. Однако постоянные изменения условий жизнедеятельности требуют адекватных ответных реакций, причем без предварительной подготовки, что достигается способностью нервной системы к экстраполяции на основе имеющегося опыта адекватно решать вновь возникающие двигательные  задачи.

Один из факторов , обусловливающих  уровень технико-тактической подготовленности спортсмена,- психоэмоциональное состояние. В спортивной деятельности эмоции имеют условно-рефлекторный характер , их появление  обусловлено возбуждением вегетативных центров, расположенных на разных уровнях центральной нервной системы. Условно-рефлекторное возникновение эмоциональных реакций сопряжено с опытом двигательной деятельности спортсмена и с уровнем сформированности  его нравственных, эстетических и интеллектуальных качеств.

Компонентами точности являются: лабильность нервных процессов; степень развития дифференцировочного торможения, уровень проприоцептивной чувствитльности; степень выработки дифференцировочного торможения, характер перераспределения мышечных усилий.

Первоначальное обучение двигательному акту сопровождается  иррадиацией нервных процессов, вызывающей ответные реакции вегетативных органов и большого количества  двигательных единиц. Поэтому первые попытки выполнения физического упражнения сопровождаются двигательными ошибками.

При использовании средств для формирования ловкости в центральной нервной системе возникают определенные очаги программирования работы мышц и вегетативных органов, что приводит к большей мобилизации двигательных единиц и обусловливает  увеличение показателей не только ловкости, но и точности , равновесия и других двигательных координаций.

Высокая степень точности  выполнения атакующих действий обеспечивается мышечной и внутримышечной координацией. Поэтому для формирования точности движений первостепенное  значение имеют уровень проприоцептивной чувствительности; скорость восприятия информации; степень взаимодействия сенсорных систем, высокая лабильность нервны процессов. В связи с этим для достижения высокого уровня технико-тактической подподготовленности необходимо развивать:

-точность воспроизведения движений по пространственно-временным и пространственно-силовым параметрам;

-точность дифференцирования усилий в конкретной ситуации;

-точность движений в ответ на внешний раздражитель.

С публикации «Рефлексов головного мозга» (Сеченова, 1866) начинается изучение рефлекторной основы управления произвольными движениями человека, что нашло свое развитие в трудах И.П. Павлова об условных рефлексах, Н.Е. Веденского о реципрокной иннервации мышц-антагонистов, как безусловнорефлекторном компоненте локомоторного акта, А.А. Ухтомского о роли доминантного очага возбуждения, Н.А. Бернштейна, изучавшего ведущую роль сенсорной коррекции в управлении произвольными движениями  (принцип обратной связи). Это проявляется в том, что ведущую роль  в управлении произвольными движениями играет физиологический механизм срочной корректировки локомоторного акта, основанной на обмене информацией между двумя «аппаратами» произвольного движения, а именно  исполнительным  (мышечным) и пусковым, т.е. нервной системой в которую поступает сенсорная информация  (сенсорная корреляция).

Многими исследователями признано определение произвольных движений, сформулированное Р. Гранитом (1977): «Произвольным в произвольном движении является его цель».

Рассмотрение работы мозга при управлении им движениями с точки зрения информационного подхода непроизвольные движении можно рассматривать по жесткой формуле «вход-состояние-выход». Для произвольных движений схема многократно усложняется  неоднозначностью связей « вход-состояние» и «состояние-выход», т.е. входному сигналу соответствует  не единственно возможное состояние центральной системы управления, а некоторое множество, причем каждое состояние множества может реализоваться в различных вариантах организации выхода, приводящих к достижению одного и того же результата (Шапков с соавт.1986).

Рефлекторная концепция однозначно решила важный в философском плане вопрос об информационной природе  возникновения произвольных движений, но не затронула проблемы конкретных механизмов регуляции движений.

Качественный скачок  в изучении проблем управления движениями  человека связаны с работами Н.А. Бернштейна (1935,1947,1961,1966) и его представлениями  о принципах функционирования системы  управления движениями на основе биомеханических и физиологических закономерностях. Важным звеном системы взглядов Н.А. Бернштейна является идея об иерархической многоуровневой организации управления произвольными движениями, а также предположения о кольцевом управлении.

Близкими исследованиями по времени развивались представления П.К. Анохина (1968,1970)  о функциональных динамических системах, формирование которых с целью получения полезного результата  постулировалось  как принцип работы мозга.  Функциональная система, по Анохину, работает также по «кольцевому» способу, формируя на основе афферентного синтеза «акцептор действия» и пошагово устраняя рассогласование между реальным и полезным результатом и запланированным. Однако из-за сложности объективизации основных понятий функциональных систем при анализе управления движениями, прикладные аспекты теории лежат в области мотивационно-психологического анализа целостного поведения, а не экспериментальной физиологии движения.

Высокую роль фактора «техника-координация», определяющего достижения в спорте отмечали многие авторы. Ядро этого фактора составляют координационные способности человека. В последнее время специалисты по спортивным тренировкам признают и пытаются выделить собственные функции координационной тренировки внутри технической подготовки. Другие определяют необходимость самостоятельной роли координационной тренировки  в системе подготовки спортсменов по различным видам спорта. При совершенствовании или обучении спортивным движениям остается открытым вопрос о тех процессах, на которых необходимо обращать внимание, воздействовать тренеру. Цель состоит не в изменении отдельных параметров движения, а –совокупности неких целостных образований, т.е биомеханизмов. Условно можно выделить три категории обучения, различающиеся по степени участия в них организма как целого. Речь идет соответственно о выработке :

-реактивного поведения,

-оперативного поведения,

-когнитивного поведения.

При реактивном поведении организм реагирует на какие-то внешние факторы;

Оперативное - это действие для выработки которого можно, чтобы организм активно экспериментировал с окружающей средой и таким образом устанавливал связи между различными ситуациями.

При когнитивном требуется участие мыслительных процессов в обработке информации.

Здесь идет речь не просто об ассоциативной связи между какими-то двумя ситуациями или между ситуацией  и ответом организма, а об оценке данной ситуации с учетом прошлого опыта и возможных его последствий. В результате этой оценке принимаются наиболее подходящие решения.

Работа по тестированию состоянию системы управления движениями включает в себя проведение оценки системы управления движениями с использованием биомеханического стенда на основе инструментальной методики СТАБИЛОАНАЛИЗАТОР компьютерный «СТАБИЛАН 01».

Исследования включают в себя следующее:

1.       Диагностические методики - диагностика двигательных расстройств, оценка динамики лечения.

1.1. Тест Ромберга - заключается в сравнении показательных проб функции равновесия с открытыми и закрытыми глазами.

1.2. Тест с поворотом головы - цель обследования выявление изменений функции равновесия, связанные с нарушениями кровообращений вертебробазилярном бассейне.

2.       Исследовательские методики – позволяют оценивать выраженность нарушений функции равновесия, запас устойчивости человека, исследование моторной и кратковременной двигательной памяти.

2.1. Тест на устойчивость – оценка запаса устойчивости человека при отклонении в одном из 4-х направлений - вперед, назад, вправо, влево.

2.2. Тест со ступенчатым отклонением - исследование моторной памяти человека и оценка уровня чувствительности при управлении телом.

2.3. Тест с эвольвентой - позволяет оценить качество следящего движения.

2.4. Треугольник- оценка кратковременной двигательной памяти человека.

3.       Психологические методики:

3.1. Тест со ступенчатым воздействием - оценка реакции человека на ступенчатое воздействие и выявление его психологического типа.

3.2. Тест латеральной ассиметрии – позволяет определить ведущее полушарие человека, выявить латеральный тип психической деятельности.

4.       Реабилитационные и развивающие  тренажеры - реабилитация двигательных расстройств, восстановление двигательных функций и развитие  и тренировка координации движения, контроль и управление положением ЦД тела.

4.1. Охота

4.2. Стендовая стрельба

4.3. Кубики

4.4. Тренажер с движущейся целью

4.5. Ректис

4.6. Тетрис

4.7. Горнолыжный спуск

4.8. Арканоид

4.9. Лабиринт

Данные методики использовались в подготовке сборной команды РССС по боксу.  Ежедневно, после вечерней тренировки, за 1,5-2 часа до сна спортсмены проходили курс восстановительно-реабилитационных и развивающих игр  длительностью 25 минут. При  проведении длительных учебно-тренировочных сборов,  тестирование  проводится  в начале, середине и в конце сбора. Динамика  состояния спортсмена  на разных стадиях подготовки может быть отображена на мониторе компьютера, что позволяет оценить полученные изменения функционального состояния спортсмена.

 

просмотров: 5559   комментариев ещё нет
Назад к списку новостей
Комментарии
Авторизуйтесь для добавления комментариев

Спонсоры

Строительное Управление №5 Аксай ЮГ Строй Империал
Семейный

Календарь

ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930